Философия успеха

 

Журнал "Экономика. Финансы. Управление" № 2 февраль 2010

 

 

По итогам работы в 2009 году почетную номинацию «СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ БРЭНД» в рамках профессионального конкурса БРЭНД ГОДА получил коллектив ОАО «Белсплат». Данная номинация присуждается только в том случае, если компания подтверждает свою активную роль в поддержке таких «неэкономических» категорий, как культура, наука, а также социальных групп и проектов. Особого внимания удостаиваются акции с вовлечением коллектива в решение социальных проблем общества. В этом году почетный диплом вручен генеральному директору ОАО «Белсплат» Василию Александровичу ЧИЧИКАЙЛО.

 

– Василий Александрович, ваша компания имеет свою корпоративную философию, которая звучит достаточно пафосно: «Мы выбираем жизнь!» Что имеется в виду?

 

– Здесь мы говорим о выборе, о ценностях, о том, что для нас главное.

Всем нам известна поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься». Если ты выбираешь красоту, ценишь красоту, любишь красивое – ты будешь красив. Если ты выбираешь здоровье, ценишь здоровье, концентрируешься на здоровье – ты будешь здоров. Если ты выбираешь богатство, любишь деньги, любишь богатых людей, концентрируешься на деньгах – ты будешь богат. Здоровье и деньги – главное в нашей жизни. Философия «Белсплата» – культ человека труда, культ здоровья, культ денег. Это, по сути, философия жизни.

 

Я абсолютно убежден, что любой компании нужны философия, цель, идея... Называть можно как угодно. Возможно, лозунг, который объединит всех. Прибыль, ради которой собственно и создается предприятие, целью быть не может.

 

Прибыль – это лишь средство сделать мир счастливым. Поэтому, хотя наш лозунг и звучит, на Ваш взгляд, пафосно, но он работает: объединяет, систематизирует и направляет коллектив. Кроме того, я достаточно серьезно отношусь к известному постулату: как лодку назовете, так она и поплывет. И пока четко не сформулировано, что является главным в деятельности, на любом предприятии не будет порядка. Считаю, что человеком в жизни должна двигать любовь. Это реальная сила, и бизнес не должен ее игнорировать. Ценностью не могут стать ни современная иномарка, которая через несколько лет перейдет в разряд устаревших моделей, ни евроремонт в доме (его все равно потом придется повторять), а только сплоченный работоспособный коллектив. И меня радует, что, возглавив компанию, я получил возможность реализовать себя и предоставить такую возможность людям, которые идут рядом.

 

 

К сведению

 

В 1982 году окончил Белорусский радиотехнический институт по специальности «радиоинженер». Поработав на государственном предприятии, решил создать собственное дело, которым и стало частное предприятие «Белсплат», специализирующееся на производстве металлических дверей, домофонов, других товаров и выполнении услуг в области обеспечения безопасности.

 

В 2007 году с целью приобщения сотрудников компании к собственности решил реорганизовать частное предприятие в открытое акционерное общество. В августе 2008 года произведена эмиссия акций, и работники предприятия получили возможность стать совладельцами бизнеса. «Белсплат» с первых дней своей деятельности направляет энергию созидания в социальное русло – как для своих клиентов, так и для сотрудников.

 

– «Белсплат» существует уже 11 лет. Изготовление и техническое обслуживание домофонных систем, металлических дверей, систем охранной и пожарной сигнализации – это достаточно заполненный рынок.

Сложно было пробиваться?

 

– Непросто. Уже на «старте» столкнулись с недобросовестной конкуренцией. Нам недвусмысленно дали понять, что «Белсплату» в Новополоцке (именно там находится наш головной офис) места не будет, а домофонами станет заниматься другая компания. На нас обрушились всевозможные проверки, однако контролеры не нашли никаких нарушений. Во мне взыграло самолюбие, и тогда была поставлена цель: охватить не только Новополоцк, но и всю республику. Конечно, цель эта была очень амбициозной и шла «от противного». Надо было не только поставлять и монтировать оборудование, но и вести постоянное обслуживание домофонных систем. Кроме того, требовалось сломить представления людей о том, каким должно быть жилище. Сколько было противостояния, особенно со стороны тех, для кого подъезды являлись и «ресторанами», и «туалетами», и местом, где можно украсть лампочки или разрисовать лифт. Наши двери пытались разрушить кувалдами, разбить стекла, вырвать с корнем панели вызова.

 

Первые два года мы были вынуждены страховать установленные системы. И, знаете, очень удачно получалось: деньги, которые мы платили страховой компании, возвращались к нам в виде возмещения ущерба, нанесенного злоумышленниками. Со временем, когда появились оборотные средства, мы, чтобы не тратить время и силы, взяли страхование на себя. Сегодня монтажом и обслуживанием домофонных систем занимаются 18 филиалов предприятия, которые работают в столице, во всех областных и многих малых городах страны. В настоящее время мы развились настолько, что строим собственный завод.

 

– А как же кризис? Неужели не было предпосылок для того, чтобы замереть, пока все не придет в норму?

 

– Можете мне не верить, но для нас кризиса не было. Точнее, мы чувствовали только его отголоски. К осени 2008 года вроде бы начались трудности. Например, не все могли рассчитаться за поставленную продукцию. Однако мы разработали, на мой взгляд, очень грамотную маркетинговую политику, благодаря которой не поддались искушению поднять цены. В целом мы формируем цены так, чтобы обеспечивать рентабельность на уровне 20-30%, причем делаем это безболезненно для клиентов. Например, даем длительные – до года – рассрочки, не требуем предоплаты. И, между прочим, это нам здорово помогло, когда финансовый кризис привел к вымыванию оборотных средств на многих предприятиях. У нас же образовалась своего рода смягчающая удар «подушка»: получаем деньги за работу, выполненную ранее. Мы сохранили главное – свой рынок.

 

– Вы затронули очень интересный вопрос: об административном давлении на фирму в самом начале, когда она только внедрялась на рынок. Насколько сложно вести дело в нынешнее время? Особенно если учесть, что предприниматели по-прежнему не могут разобраться с правилами игры. Например, аренды, ценообразования, оформления документов...

 

– Для этого существуют специалисты, которым нужно заплатить деньги, и они сделают все, что нужно. В конце концов, у нас в стране каждый второй – дипломированный специалист. Да, хороших специалистов надо заинтересовать: например, зарплатой. Я же пошел еще дальше. Так, грамотным специалистам я дал возможность стать совладельцами компании, получать дополнительный доход по ее акциям, заинтересовал мощным социальным пакетом. Я два раза в год своих людей вывожу на корпоративный отдых, более 100 сотрудников компании побывали в таких экзотических странах, как Турция, Египет, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Тунис, Китай, Марокко, Индия. Подход один: хороший работник тот, кто приносит деньги. А хорошую работу надо ценить.

У нас принято жаловаться на недостаточно благоприятные для предпринимательской деятельности условия. Однако не надо драматизировать. Бизнес — это постоянное испытание, проверка на прочность, которая необходима, чтобы контролировать себя: а правильной ли дорогой иду? Не все умеют и могут быть бизнесменами. Есть достаточно приличный процент деятелей, кто взялся не за свое дело, для кого бизнес был всего-навсего игрой в «рулетку» с постоянным гарантированным выигрышем. Они отсеются. А того, кто шел своей дорогой, никакие бури, будь то кризисы или жесткие административные меры, не заставят свернуть на обочину.

 

– Тем не менее почетную номинацию «Активная социальная позиция» вы получили за весьма серьезную спонсорскую помощь. Вы вкладываете деньги в спортивные организации, музыкальные фестивали, строите храмы...

 

– Логика развития бизнеса предполагает постоянный рост.

 

На мой взгляд, проблема огромного количества малых предприятий в том, что они так и застыли в состоянии малых. А ведь все зависит от того, какие цели ставит перед собой человек. У нас была мечта: сделать так, чтобы во всех городах Беларуси подъезды были оснащены домофонными системами, чтобы люди стали по-другому относиться к своему жилищу и жизни в целом. Не зря говорится, что красота спасет мир. Люди, зная, что в их дом не придут нежелательные личности, будут стараться совершать красивые поступки. Так оно, в конечном счете, и получилось: во многих подъездах появились цветы и даже картины, жильцы стали доброжелательнее друг к другу. Понимаете, мы поставили перед собой не совсем коммерческие цели и получили прибыль! А затем как-то логично пришли к пониманию, что человеческое отношение более прибыльно!

 

Да, несколько лет назад в нашей стране было немало компаний, занимавшихся тем же делом, что и мы. Однако, получив деньги, они ушли с рынка, бросив оборудование на произвол судьбы. Вот и весь бизнес. Мы, разумеется, не благотворительная организация и умеем считать деньги. Понимаем, что чем больше смонтировано систем, тем выше рентабельность обслуживания. Когда достигаешь цифры 2-3 тыс. подъездов в одном городе, затраты в расчете на обслуживаемую единицу – на содержание офисов, мастерских, транспорта, оплату труда специалистов – резко падают, и начинаешь получать прибыль. Но это и есть нормальный бизнес: не схватить сразу шальные деньги, а набраться терпения и в конечном итоге получить постоянный источник дохода.

 

Такой эффект и дает стабильность бизнесу, когда работаешь не как временщик, налаживаешь доверительные отношения с клиентами и во главу угла ставишь социальную ответственность. Отсюда и спонсорская помощь, и строительство храмов. Кроме того, можете не верить, но, строя храмы, отдавая часть денег в некоммерческие предприятия, получаешь больше. Я имею в виду – больше прибыли. Готов впасть в абсолютную метафизику, но факт остается фактом. Благотворительность и спонсорство – коммерчески выгодные мероприятия. Можете меня проверить!

 

Думаю, белорусскому бизнесу пока не хватает честности. На мой взгляд, стремление, как говорится, урвать становится уже невыгодным. Если подешевело сырье, то следует уменьшить и цены на конечную продукцию. Это оправдано и с экономической точки зрения: товары или услуги станут более конкурентоспособными. Однако здесь надо сделать очень непростой для многих шаг: отказаться от искушения заработать сейчас, сию минуту. Думаю, наши предприниматели придут к такой мысли. Но для этого необходимо пройти путь к осознанию того, что богатство – не главное, это лишь способ сделать жизнь счастливой.

 

Беседовала Светлана ДОБРИЯНИК

 

 

 

 

 

ОАО "Белсплат"

211501, Республика Беларусь,

г. Новополоцк, ул. Молодежная, 166Д

+375 214 75-17-22 (многоканальный)

E-mail: info@belsplat.by

© 1998–2017 ОАО "Белсплат"

Компания          Продукты          Новости          Контакты